Полудница: демон полуденного меридиана

На сегодняшний день в цивилизованном обществе самой распространенной проблемой со здоровьем является депрессия. И нет такого человека, который не почувствовал бы на себе, что это такое. Причины этого неприятного состояния настолько глубоки, что я решил немножко приоткрыть завесу над историей борьбы с депрессиями, которая велась на протяжении всей истории человечества. Этому поспособствовала прочитанная мною книга «Демон полуденного Солнца: анатомия депрессии».

Здоровье похоже на счастье: когда оно есть, его не замечаешь Врачи много знают о болезнях, но в здоровье они совершенно не разбираются. Все дело в разных подходах. Как думает доктор? «Что нужно сделать, чтобы облегчить страдания больных? Есть методика лечения, которая многим помогает – попробуем ее». Как мыслит мастер Кань-Ю? «Вот конкретный человек со своими привычками, характером и образом жизни. Как сделать, чтобы он был здоров, не болел и не страдал?» Разницу чувствуете?

Еще одна причина депрессий – наша тотальная зависимость от стимуляторов и успокоительных. И здесь очень много аналогий – все как в мифах о полудницах: то в жар бросает, то в холод, то перевозбуждение, то упадок сил, а то и утрата смысла жизни. Люди страдают и никак не могут обрести равновесие... А между тем подобные состояния давным-давно подробно описаны, и в этих описаниях много тонких наблюдений. Как говорится, врагов своих желательно знать в лицо, тогда появится шанс их победить! Или хотя бы не попадаться им на глаза и таким путем сохранить здоровье и благополучие. Приобщайтесь к культурному наследию человечества и будьте здоровы!

Искренне Ваш, мастер Кань-Ю



Полудница: демон полуденного меридиана

Полудница – (мн. ч. полудницы, прил. полудничный, относящийся к полудницам) существительное, происходящее от русского слова, служащего для обозначения середины или половины дня, что изначально подразумевало время с 11 до 15 часов. В мифологии европейских народов специя, к которой принадлежит русская полудница, достаточно хорошо известна под аналогичными именами, среди которых: Daemon meridianus (лат.), Daimonion mesembrinon (др.-гр.), Mittagsdaemon (нем.)

Чем глубже мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными кажутся нам ее чудеса Полудница – дух жаркого полудня. Она бродит во ржи и настигает тех, кто не блюдет обычаев и работает в полдень. Может предстать перед людьми в разных обликах – и красивой девушкой, и статной женщиной-жницей с серпом, и ужасной косматой старухой, и неким животным, на лошадь похожим…

По мнению экспертов, имя полудницы не является собственным, равно как и не представляет самоназвания специи. Специя полудниц относится к виду гиппоморфных демонов, что находит свое отражение в европейских наименованиях, с неизменностью подчеркивающих гиппологические корни, как это происходит в имени daemon meridianus. Общеиндоевропейский корень "mer" здесь становится эквивалентом корня "equa", который, как и "mer", выражает парадигму середины, основы и центра.

Согласно китайским верованиям, если цилинь придет к беременной женщине, у нее родится сын-гений. Говорят, так случилось с матерью Конфуция В китайской мифологии фигурирует странное животное-химера, соединившее в себе чешуйчатое тело с копытами коня, шею волка, голову дракона и бычий хвост. Ростом оно выше 3 м, живет 2-3 тысячи лет, но увидеть его – дано лишь избранным. Это цилинь – чудесный волшебный зверь: он разумен, не мнет траву, может ходить по воде и даже летать! Название цилинь образовано слиянием двух понятий: «ци» – мужское начало и «линь» – женское, то есть, по китайским понятиям, это идеально сбалансированное существо. Если цилинь придет к беременной женщине, у нее родится сын-гений. Говорят, так случилось с матерью Конфуция

В наши дни популярность получило абстрактное понятие полудня, с астрономической стерильностью указывающее на виртуальное время: 12:00. В картине мира архаического человека полдень оставался понятием достаточно расплывчатым, в общем и целом указывающим на часы жертвоприношения полудницам, что зафиксировалось в языке как название трапезы – «полдник». То обстоятельство, что «полуденное время» становится фактически тождественным как «времени отдохновения», так и «опасному времени», – вторичная характеристика часов жертвоприношения.

Если принимать во внимание, что и полночь является опасной, будучи в то же время и наиболее пригодной для отдыха, несложно понять, что в архаическом суточном цикле просто не было «безопасного» времени, равно как и «рабочих часов», потому что жертвоприношение длилось целые сутки и круглый год, подразделяясь на малые и большие периоды.

Появление полудницы тесно связано как со временем года (летняя страда), так и со временем дня и ночи (полдень и полночь) Коварные полудницы могут завлечь неосторожного крестьянина, уморить его крепким сном или начать загадывать загадки, на которые нет ответов. А не ответишь – сам полудницей обернешься

Проведя аналогию с годичным циклом и зная о соответствиях времен года периодам суток, мы можем уяснить, что в разрезе года временем полудниц является период с середины мая по июль-август.

Морские полудницы

Полуденные часы и поныне повсеместно, а в особенности в странах Средиземноморья, слывут опасными и гибельными. В согласии с примитивными представлениями современного человека, наблюдающего за природой и пытающегося осмыслять собственную экзистенцию, опасность полуденного времени непосредственным образом связана с тепловым или солнечным ударом. Этими наивными представлениями ныне принято оттенять исконный человеческий страх перед нимфами, русалками и полудницами.

Как классические симптомы нимфолепсии рассматриваются паралич, судороги, немота или бессвязность речи. Встречающиеся в Одиссее (Песнь 12, стихи 166-196) сирены представляют собой широко известный мореплавателям и рыбакам вид полуденного демона.

Встречи с морскими нимфами и сиренами чаще всего заканчивались нервным расстройством и сумасшествием. Это наводит на мысль об аналогичных случаях с китами и дельфинами, которые непонятно почему выбрасываются на берег Морские сирены подстерегают моряков в узких проливах и других опасных местах, которые нельзя никак обойти, а рыбаки чаще встречаются с ними в особый русалочий час. Его наступление чуют морские птицы и спешат к берегу; небо становится тревожным, смутным каким-то, зеленовато-желтым. Потом вдруг подует над морем теплый ветерок да и стихнет, а паруса безжизненно повиснут. Вот в такие моменты сирены и появляются, а люди, если глаза не зажмурят и уши не заткнут, от их призывов с ума сходят

В знаменитом произведении полуденные часы подчеркиваются характерным штилем. Имя сирен, по мнению экспертов, происходит от архаического названия солнца, в равной мере, как и наименование Сириуса, «волчьей звезды», восхождение которой некогда знаменовало собой начало наиболее жаркого периода года – так называемых «волчьих дней».

Напомним, что по-русски волк в дохристианские времена именовался словом «хорт», однокоренным с именем Хорс, которое принадлежало богу Солнца как субъекта белого (нетварного) света. Сила этого корня достаточно хорошо представлена во всех индоевропейских языках, чтобы не оставлять сомнений в гиппоморфизме субъекта белого света.

Нимфы – полудницы Древней Греции

К нимфам апеллирует Платон в диалоге Phaedrus, где Сократ неоднократно подчеркивает место и время – диалог происходит в полдень близ священной рощи нимф – равно как и недвусмысленно говорит о жертвоприношении нимфам (нимфолептос, 238 c-d). В этом контексте он сравнивает себя с Одиссеем, проплывающим мимо ареала обитания сирен.

Нимфы – полубогини, жертвоприношение им – святое дело Пан, сын Зевса, бог-покровитель стад, отличался завидным жизнелюбием, впрочем, как и весь пантеон богов Древней Греции. И в священной роще нимф, что в Олимпии, жизнь всегда била ключом

Другим мотивом, постоянно прослеживаемым в контексте полудниц, или полуденных демонов (daemon meridianus), и фиксируемым древнегреческими авторами, является ярко выраженная сексуальность, подразумевающая сладострастные грезы и соблазны, которые в свою очередь находятся в связи с пастушьим богом Паном, или Фавном у римлян. Теокрит пишет о гневе Пана, пробужденного в полдень. Целый ряд текстов и живописных мотивов говорит о Пане, который в полдень с эрегированным фаллосом преследует пастухов и пастушек.

По материалам сайта http://www.equaelita.com/

Продолжение читайте в следующей статье из цикла о Полуднице – «Полудница: сакральные знания и море информации»