Полудница: сакральные знания и море информации

Это продолжение цикла статей о Полуднице. Начало – «Полудница: демон полуденного меридиана»

Мир меняется, и общество становится все более динамичным. Растет темп жизни, контакты приобретают глобальный характер, мы в курсе событий, происходящих не только в соседней стране, но и в другом полушарии! Социальные сети расширили круг друзей и знакомых. СМИ, компьютеры и мобильные телефоны заботятся о том, чтобы мы были на связи 24 часа в сутки. Но вот хорошо ли это? Почему при благополучном материальном положении люди не чувствуют себя счастливыми? Почему год от года растет число людей с нервными расстройствами, бессонницей, страхом потерь и паническими состояниями?

 Урбанизация, глобализация и избыток информации вредят здоровью. Часть людей способны справиться с ускоряющимся темпом жизни, но большинству людей, чтобы оставаться здоровыми, нужно менять образ жизни. Матушка-земля дает нам силы, спокойствие, уверенность в себе и в завтрашнем дне

Опыт показывает, что одна из причин таких расстройств – всеобщая информационная перегрузка. Ну скажите, какое вам дело до того, что происходит в Сирии? Что вы знаете о том, как там живут люди и чего хотят? Почему люди возмущаются, узнав, что в Иране запрещены Facebook, Twitter и YouTube? А может быть, в ограничении доступа к информации есть здравый смысл, которого мы просто не понимаем? И то что мы считаем попранием демократии на самом деле забота о здоровье? Как тут не вспомнить профессора Преображенского и его мудрый совет: «Не читайте до обеда советские газеты! – Так ведь других нет… – Вот никаких и не читайте!»

Кстати сказать, старинная народная мудрость гласит: «Меньше знаешь, крепче спишь!» СМИ и социальные сети порождают в головах людей множество иллюзий и завихрений, которые мешают им видеть реальный мир. Если вкратце, то это иллюзии причастности, информированности, востребованности и популярности. Нам кажется, что мы разбираемся в вещах, с которыми не соприкасаемся в реальной жизни. Так ли это? Люди думают, что у них сотни друзей в социальных сетях, которые поддержат в трудный момент. Реальность разбивает эти иллюзии. Потому что в действительности люди сталкиваются не с дружелюбием, а с агрессией, апатией и эмоциональной глухотой. И удар несоответствия реальности с воображением бывает настолько силен, что вышибает желание жить.

Еще один бич современного мира – мозаичное восприятие действительности, порождающее соответствующее мышление. Посмотрите на наших политиков – они не умеют выстроить логическую цепочку, убедительно разъясняющую, каким образом они намерены достичь намеченных целей. А нет плана, не будет нужных шагов по направлению к цели, не будет и результата. Мысли у людей спутанные, обрывочные, не связанные между собой. Зато много эмоций, стрессов, всплесков эйфории и разочарований. Беспорядок в мыслях и чувствах в конечном итоге ведет к психосоматическим заболеваниям, к наркотикам и алкоголизму. Приобщение к культурному наследию и ежедневная работа над собой позволит вам сохранить здравый ум и здоровое тело. Берегите себя!

Искренне Ваш, мастер Кань-Ю



Полудницы – свита Дикой охоты

Понятие панического страха достаточно близко к проявлениям нимфолепсии. Фигура Пана, в том числе Волчьего Стража (Faunus Lupercus) февральских Русалий, очень близка к парадигме Дикого Охотника, исполняющего свою роль в общеиндоевропейском культе Дикой Охоты, но эта роль не является центральной. Напомним, что центральная роль в Дикой Охоте принадлежит владычице преисподней – гиноморфной Кобыле, образ которой неопровержимо восстанавливается всеми источниками.

Русалка – химера: прекрасная девушка с рыбьим хвостом и повадками местных природных духов – леших, водяных, полудниц Русалки – существа из потустороннего мира, символ соблазна и искушения. Живут они в хрустальных дворцах на дне морей и больших рек. Расчесывают свои длинные волосы и с нетерпением ждут весны, чтобы погреться в солнечных лучах. Весной гуляют полями и лесами в поисках живописных озер, качаются на ветвях деревьев и поют грустные песни, приманивая неосторожных прохожих

Полдень является периодом возвращения мертвых, с чем связано примитивное представление современного человека о «времени самых коротких теней» и «трансформации восхода в закат, во время которой солнце претерпевает остановку». В противность полночи, которая является точкой невозвращения, предполагающей полное прерывание цикла и новое начало в следующем витке великой спирали, не оставляющей никакой надежды остающемуся, полдень становится временем наиболее динамичного развития эсхатологической интенции актуального цикла – временем дестабилизации и разрушения оков народной души, становящейся лицом к лицу с реальностью промежуточных миров.

Драматизм и динамика полуденного времени неразрывно связаны с архаическими представлениями о Дикой Охоте, ныне несправедливо отождествляемой преимущественно с ноктурнальным демонизмом. То обстоятельство, что Дикая Охота, во главе которой, по убеждению древних греков, стояла Артемида-Геката, появляется и делается слышимой в полдень, становится одной из причин, которая позволила экспертам отнести полудниц к свите Дикой Охоты.

Полудницы и сакральные знания

Несмотря на то, что в период позднего средневековья феноменология полудня была в общем и целом перенесена на полночь (не последнюю роль в этом сыграло распространение часовых механизмов, преимущественно церковных башенных часов, которые позволяли простому человеку узнать время ночью), народная мифология не отказалась от наработок прошлого и до настоящего дня сохранила пламенную уверенность в ведущей роли полудниц.

Проницательный «простолюдин» не спешил поддаваться на провокационную пропаганду христианской церкви, стремившейся доказать, что дихотомия тьмы и света сводится к темному и светлому времени суток, а не базируется на комплексных космологических представлениях о нетварном мраке, свете и пустоте. Он не стеснялся приносить жертвы демонам каждого времени суток, называя их своими именами, как это делали еще его деды и прадеды, и со снисходительной улыбкой взирал на примитивные построения стаи церковно-университетских орангутангов, обитавших в своем виртуальном мире, с точки зрения которого, «Кикимора, возможно, была женой домового», «полудницы репрезентировали опасность дневного солнца», а «покойники приходили с кладбища и, возможно, назывались предками».

Духи природы появляются на земле в ключевые моменты времени: во время весеннего расцвета зелени, ktnytuj солцестояния, созревания злаков Полудницы – девы плодоносной природы, их магические полуденные прогулки по полям и долам обеспечивают богатый урожай и здоровье скота. Ну а если кто не вовремя под руку подвернется… Слышали выражение «Над пропастью во ржи»? Так вот это как раз об этом явлении: о полуднице и о пропасти… И в народе говорится: «Пропасть – словно в рожь упасть…» Поэтому правильный крестьянин вставал спозаранку, работал по холодку, а в полдень отдыхал дома под вишней

В процессе перевода Библии с древнееврейского на греческий, результатом которого стала так называемая Септагинта, появилось выражение daimonion mesembrinon – язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень (Пс. 90:6). Русский перевод этого злобного и человеконенавистнического стиха соответствует еврейскому оригиналу, в котором не присутствует слова «демон», однако просвещенный греческий ум глядел гораздо глубже и смог рассмотреть в противопоставлениях псалма («ужасов в ночи, стрелы, летящей днем», 90:5) указание на богов Лугалгирра и Шитламта-эа, представляющих формы Нергала и в общем и целом соответствующих диоскурам, связь которых с марами, Дикой Охотой, а значит и с полудницами, считается несомненной. Лугалгирра и Шитламта-эа, соотносимые с жаром и холодом, считались непосредственной причиной полуденной и полуночной лихорадок, неотъемлемых от малярии.

Невзирая на усилия церкви, поставившей своей целью искоренить демонологию, мифологию и теологию, во всей христианской культуре полудницы смогли получить статус признанных явлений. Каллимах описывает купание девы Афины, свидетелем которого в полдень сделался Тиресий. Разгневанная богиня спрашивает Тиресия, какой демон научил его вступить на гибельный путь, подразумевая, что это сделала она сама. В отместку Афина дает Тиресию провидческий дар. В этой непопулярной версии сюжета о Тиресии Каллимах апеллирует к широко известному мифу о дикой охотнице Артемиде и Актеоне, представляющего бога белого света. Описывая в Метаморфозах встречу Дианы и Актеона, Овидий целенаправленно подчеркивает фактор полуденного зноя.

 Римская богиня охоты Диана и ее древнегреческая коллега Артемида получили в христианских источниках стойкую идентификацию полудниц. Впрочем, в качестве полуденного демона заклинались и другие божества: начиная со времени перевода Септагинты, любой прежний бог должен был политкорректно называться демоном

Зловещая роль полуденных демониц, отраженная в поэтизированных мифах, основана на понимании того, что «главная полудница» и центральная фигура Дикой Охоты, она же ее предводительница, – это не только владычица преисподней, а еще и персонифицированная вестница смерти, сама Смерть, отношения с которой для архаического человека являются личной и реальной связью, в отличие от ложных связей человеческого социума.

Европейские полудницы: в древности и в наши дни

Само имя демоницы Дианы, начиная с XII в., некоторые христианские источники с определенной долей наивности предлагают считать сокращением от Меридиана (meridiana, т. е. полудница). Характерной чертой культа дикой полуденной охотницы является его распространение по ареалам обитания кельтов, а именно, на территории юга и центра современной Франции превалировал культ Дианы, в то время как Артемида пользовалась популярностью в Малой Азии и Галатии. Христианские источники настаивают на особой укорененности культа демониц под этими конкретными именами в указанных регионах.

Полудница – хранительница плодородия: ограничение времени работы на полях не позволяло истощать землю Мифы о Полуднице ограничивали природную человеческую жадность. В частности запрет на работу в полуденные часы позволял сократить площадь посевов до разумного минимума: часть земель оставляли под паром, естественным путем сохраняя их плодородие

Развитие антитрадиционной религии на территории Европы положило начало целому ряду девиаций, не обошедших своим вниманием и архаическую фигуру полудницы. В средних веках среди монахов был достаточно распространен культ «полуденного демона», борьбе с которым несчастные отдавали немало сил. Под «демоном», однако, они понимали ничто иное, как обыкновенную лень, вполне естественную для тех, кто посвящает себя служению ложной и антинародной религии, противной как человеку, так и демонам. Духовное опустошение и разрыв с традицией с неизбежностью влекли за собой меланхолию и лень, спасение от которых христиане искали в вине и злословии. Потопив свое предательство в вине и пустом слове, они были осаждаемы неразборчивыми голодными духами, борьба с которыми составила основу и центр христианского богослужения, представляющего собой бесконечный и аутореферентный ритуал экзорцизма.

Согласно укорененному заблуждению, русская культура не знает аутентичной полудницы, популярность которой набирает обороты лишь с XII-XIII вв. н. э., то есть со времени, когда произошло заимствование европейского daemon meridianus. Мы полагаем, что говорить о заимствовании в этом случае было бы безосновательно. Нет никаких сомнений в том, что в популяризации полуденного демона и в его "легализации" первостепенную роль играл мотив девиации, согласно которому, яркий субъект национального и общеиндоевропейского культа мог быть вытеснен на третий план профанными психологическими неудобствами, заимствованными из быта практикующих экзорцизм и поклоняющихся фантазиям. Тем не менее на сегодня уже достаточно очевидно, что подобного вытеснения не состоялось, как не состоялось и искоренения культа Дикой Охоты, реальность которой с улыбкой затмевает собой виртуальные фантазмы мира ненастоящих людей. Это делает фигуру полудницы столь уникальной в том, что касается метафизического континуума, связывающего воедино современность и реальность, какой она была известна архаическому индоевропейцу.

 Зацикленность современного человека на успехе, стремление объять необъятное, занять место, не соответствующее природному предназначению – все это порождает болезни тела. Жажда больших денег и высокого статуса разрушает душу. А ведь еще в средние века было известно, что много работать и много хотеть вредно и грешно. Кстати сказать, гордыня считалась самым страшным из смертных грехов

Если исследователи последовательно закрывают глаза на реальность палеоиндоевропейского дискурса, то относительно заимствований, которые вменяются русской культуре, можно было бы еще и поспорить на том основании, что подавляющая часть лексического запаса народов западной Европы заимствована из русского языка, а добрая половина географических названий является легким искажением понятных нам слов, таких, например, как «дубрава», которая в виде Dubrau представляется неразрешимой загадкой для «автохтонного» населения.

В саксонском городе Диса близ нагорья Дубрау полуденный демон был известен под именем Пшипольница (Pschipolnitza) и представлял собой высокую, облаченную в светлый наряд и вооруженную серпом женщину, появлявшуюся среди полей с 12 до 14 часов. Согласно информации источников (Jacob Grimm. Deutsche Mythologie; Johann Georg Theodor Graesse, Der Sagenschatz des Koenigreichs Sachsen), эта полудница могла быть отнесена к категории «вопрошающих демонов», описанных Херманном в статье, посвященной Марам и Альпам.

 Вплоть до недавнего времени сохранялся обычай предостерегать от встречи с пшипольницей неопытного крестьянина или батрака, задумавшего работать в полдень. Эта демоница особенно часто является в окрестностях Диса у подножия расположенных там гор Дубрау

По материалам сайта http://www.equaelita.com/