Кань-Ю: человек и пространство

Согласно Кань-Ю, пространство и Я неразделимы. Чтобы это стало понятным, привожу следующую цепочку образов. Когда мы просыпаемся, мы осознаем себя: наше сознание – это есть наше пространство и место в теле. Потом мы открываем глаза и видим, что наше тело находится в доме или в лесу – пространство расширяется. Дальше мы выходим из дома или из леса и попадаем в город или село – это еще одно пространство. Потом мы узнаем, что мы жители такой-то страны, что наше тело находится на планете Земля, а она вращается вокруг Солнца. Иначе говоря, умом мы можем быть где угодно.

Фильм «С легким паром» – пример множества миров, в которых живет человек Фильм «С легким паром» – это классический пример множественности миров, в которых мы обитаем. Человек может перемещаться между мирами: быть в Москве, в бане, в самолете, в Питере, в чужой квартире, в разных компаниях – и при этом оставаться собой, взаимодействовать с окружающими и управлять своей жизнью

Восприятие мира: человек в пространстве

В нашей традиции для понимания образа пространства существует детская игрушка – матрешка. Она помогает ребенку понять, что миров много, учит ориентироваться в этих мирах и выбирать тот, где нам комфортней, где мы можем себя реализовать.

И точно так же, как мы осознаем себя, мы обустраиваем и окружающий нас мир – по тому же образу и подобию. Если наш центр – это голова, то сердце будет на самом почетном месте (алтарь), или наоборот, центром будет сердце, а алтарем – голова. Это зависит от личных приоритетов. Санузел так же, как и в теле, находится не рядом с головой, а поодаль. Ну а вокруг нас, по кругу или квадратом, мы располагает наших друзей и родственников, как делали в детстве – в песочнице.

 Маленькие дети любят играть в песочнице, потому что это модель мира, который они строят по своему замыслу. Взрослые смотрят на эти игры снисходительно, но на самом деле они очень важны: ребенок учится планировать, ставить перед собой цели, воплощать задуманное в реальность и взаимодействовать с другими детьми, у которых свои планы. Фактически, он учится жить в обществе

Тогда, в детстве, когда нам еще не перекрыли способность воспринимать себя и мир естественно, природно, мы чертили вокруг себя линию и говорили: «Это моя территория!» У взрослых это называют личным пространством. И границу между собой и миром каждый отлично чувствует. Каким вы себя ощущаете, такое пространство и занимаете. У одного это рабочий стол, у другого – кабинет. Вы можете отождествлять личное пространство с вашим домом, ваш городом или всей страной. И если кто-то подходит слишком близко, вы ощущаете беспокойство и угрозу. Это нормальное стремление всего живого – защищать свой дом, свою землю, свою территорию.

Аналогичным образом формировались наши общинные и племенные поселения. Везде был центр, рядом располагались святилища, а вокруг – жилые и хозяйственные постройки. А на периферии строили лесопилки, кузни, кожевенные мастерские – шумное, опасное и дурнопахнущее производство. Все как в теле, ведь наша внешняя деятельность – это всего лишь проявление нашей внутренней жизни и ничего больше! Такая модель устройства мира самая естественная и самая разумная. Как говорится, все на своем месте, все под рукой и ничего лишнего!

В центре села располагался храм, женский монастырь, женское и мужское училища Эта фотография сделана более 100 лет назад. Сразу бросается в глаза, что в те времена народ жил менее скученно, чем сейчас: каждая семья сама обеспечивала себя пропитанием и таким образом сохраняла связь с природой. Однако основным занятием мужчин было уже не хлебопашество, а работа на производстве, что отрывало их не только от природы, но и от семьи. – Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

По тем же рациональным принципам люди испокон веков обустраивали и свои жилища. Но потом подходы коренным образом изменились, и связь с природой была потеряна окончательно. И сегодня, когда мастера Кань-Ю приглашают, чтобы он помог обустроить жилище или офис, у него, образно говоря, едет крыша – как можно жить и работать в подобных условиях и при этом надеяться на здоровье и благополучие?! Давайте рассмотрим в деталях, как мы докатились до жизни такой.

Восприятие себя: пространство в человеке

Вначале человечество было диким и вело пасторальный образ жизни – занималось хлебопашеством и скотоводством. И естественно, что люди преклонялись перед силами природы – от нее зависело их выживание и в ней каждый искал поддержку. Потом люди окультурились настолько, что переселились жить из деревень в города, прихватив с собой и священные реликвии: из священных рощ и холмов они были перенесены в города, и теперь в храмах хранились символические вещи. Все самое ценное из села перенесли в город, а в деревнях остались те, кто жил на периферии и не занимал почетных мест в сельской общине. Знать обустроилась в городах, и природа утратила для нее свою святость – ей поклонялись только те, кто не утратил связи с матушкой-природой, те, кто на природе жил и трудился. Ну кто они такие? – думали горожане. – Язычники и дикари!

Человек наедине с природой: либо в гармонии, либо в ужасе Сто лет назад села, расположенные вдали от путей сообщения, вели патриархальный образ жизни. Природа давала людям все, что необходимо для жизни, и человек знал, как эти дары взять. Мужик с топором мог не просто выжить в лесу, а построить дом, завести хозяйство и наладить торговлю с миром. – Фото С.М. Прокудина-Горского

Так началась эпоха религиозного мировоззрения. И естественно, что города строили уже не по образу и подобию, а по учению! В каждой религии было свое учение и свои каноны архитектуры. Из истории мы знаем, что представляла собой жизнь в средневековых городах. К примеру, в Лувре не было туалетов – ни одного! Поэтому на лето придворные выезжали на природу, чтобы их зимние дворцы немного проветрились. Дамы и кавалеры, монархи и кардиналы летом жили на природе и справляли естественные потребности под кустиками, а зимой, где жили, там и [email protected], буквально, в коридорах дворца, где-нибудь за дверями, в лучшем случае – в аллеях парка. Великий Леонардо да Винчи, посетив Париж, был настолько поражен реалиями Лувра, что спроектировал для французского короля ватерклозет, но его идея опередила бытие на века и долгое время считалась вредной и еретической…

А когда материальное благополучие стало доминирующим в сознании людей, началась эпоха, которую мы сейчас называем научным мировоззрением. Тогда люди начали перестраивать пространство с точки зрения материальной целесообразности. На смену святым местам пришла идеология «Разделяй и властвуй», появились места и целые районы, предназначенные для бедных и для богатых. И от архитекторов требовалось наглядно показать, какое материальное положение занимает живущий в этом доме человек. Тут понадобилась совсем другая идеология пространства. Архитектура и внутреннее обустройство подчеркивали принадлежность к высшему свету, каждым своим элементом они утверждали: «Тут нет места белым воронам, тут избранные!» Но избранным было уже не духовенство, а элита – приближенные к телу царя.

Дворец – атрибут короля Если чиновник, желая подчеркнуть свою принадлежность к элите, строит дом, напоминающий королевский дворец, это говорит о том, что в данном обществе у людей искаженные представления об элите. Элита – это другое, это двигатель общества

У многих такая недвижимость, расположенная в ареалах обитания знати, вызывает чувство гордости и самоуважения: «Мы люди состоятельные, а не какие-то там нищеброды!» Душу, конечно, можно соблазнить богатством, и она потерпит, но если место ей не подходит, долго так продолжаться не может. Душа – штука тонкая, она будет искать тот мир, где ей будет комфортно, где можно хотя бы дух перевести... И человек начинает искать подходящее для души пространство: заглядывает то в стакан, то в интернет, то на модную тусовку, а если решит ширнуться, то может и вообще не вернуться...

Гармонизация внутреннего пространства

И вот такой человек, уставший искать и обманываться, приходит на консультацию и говорит: «Помоги мне, добрый человек, найти или обустроить свой угол». А дальше – стандартная ситуация. Начинаешь с ним говорить об устройстве мира и о его роли в этом процессе, а он тебе в ответ: «Ты мне лапшу на уши не вешай, с головой у меня все в полном порядке! Ты мне скажи, куда кровать передвинуть, а то не могу уснуть и хронически не высыпаюсь. И подскажи, куда трехлапую жабу богатства поставить, чтобы деньги были! А будут деньги, я себе еще краше хоромы выстрою!»

 Все в этом мире имеет две разные стороны: изменяющиеся, противоборствующие и дополняющие друг друга. Две сущности мироздания – Земля и Небо, Инь и Ян. И благополучие – это баланс, который нужно научиться поддерживать

И вся трагедия в том, что он не понимает, что дело-то не в хоромах. Поэтому, если вы просыпаетесь и вам плохо, ваши проблемы не где-то и не с кем-то! Они непосредственно в вас, а вы в данный момент находитесь в собственной голове – там живет наше сознание! И я ставлю вас перед выбором: надо или голову сменить (что трудновыполнимо), или что-то с собой делать! И читаю на лице: «Да я лучше кого угодно построю, только не себя, любимого!» Но проблема-то сидит в вашей голове, и выбирать все равно придется – рано или поздно.

Сделаете выбор и приходите – помогу!

Звоните нам по телефону: +38 (067) 239-97-53, Skype: znak175
Пишите на e-mail: Мастеру Кань-Ю

Искренне Ваш, Анатолий Погорелый, Мастер Кань-Ю